Акцизы на топливо могут начать выплачивать АЗС

Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос об уплате акциза на топливо с АЗС, а не с нефтеперерабатывающих заводов, как это происходит сейчас.

Такое предложение было озвучено на апрельском совещании по вопросам развития энергетики. Инициативу озвучили нефтяники. Владимир Путин поручил проработать этот вопрос до 15 июня, сообщается на сайте Кремля.

 

Оплата акциза на топливо будет проходить через АЗС при реализации конечным потребителям. Облегчить налоговую нагрузку на НПЗ хотят уже много лет, говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Александр Фроловзаместитель генерального директора Института национальной энергетики«Для конечного потребителя, сразу скажу, здесь не изменится ровным счетом ничего, если мы говорим про автолюбителей и про тех людей, которые вынуждены покупать горюче-смазочные материалы. 9,5 рубля сейчас в каждом литре бензина — это акциз. Возникали споры между участниками рынка о том, кто должен уплачивать этот самый акциз. Понятно, что акциз не платится в том случае, если вы экспортируете топливо, но у нас ничтожно малая доля бензина вывозится за пределы страны. Порядка 40 млн тонн производимых бензинов, вывозится порядка 4 млн тонн, все остальное идет на внутренний рынок. Видимо, в какой-то момент правительство вняло голосу отрасли, которая не раз говорила: ребята, может, мы немножко перераспределим налоговое давление  например, какие-то налоги перенесем с нефтепереработки на автозаправочные станции. Очень хорошо, что решили хотя бы обсудить вариант».

Против идеи перенести уплату акциза на топливо на АЗС выступают в Минфине. В ведомстве напомнили негативный опыт начала нулевых, когда такой порядок расчетов приводил к сложностям в администрировании и к более частым случаям ухода от налогов. Кроме того, кредитный риск АЗС выше, чем у НПЗ, отмечают в министерстве.

С ведомством согласен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Евгений Аркушапрезидент Российского топливного союза«У нас уже был негативный опыт в 2003 году, когда уплату акцизов с завода переносили условно на АЗС (на самом деле не на АЗС, конечно, а на конечного продавца к конечному потребителю). Автомобилисты — это АЗС, промпредприятия покупают крупным оптом, там, гособоронзаказ, росрезерв и так далее, не важно. Хочу отметить, что опыт негативный. Да, было другое время, сейчас, конечно, все намного более тщательно проверяется и контролируется. Тем не менее контроль за 30 крупными заводами или за 30 тысячами конечных продавцов, наверное, это все-таки две большие разницы, как говорят. И, безусловно, это усложняет администрирование и очень усложняет документооборот».

Несмотря на это, предложение нефтяников стоит одобрить, считает доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Олег Чередниченко.

Олег Чередниченкодоцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова«Для НПЗ это может означать снижение налогового давления, которое необходимо в текущей ситуации, поскольку вообще вся отрасль сейчас испытывает достаточно серьезное давление. В любом случае спрос сейчас, на мой взгляд, на топливо не находится в абсолютно неэластичной плоскости, поскольку и автомобильный поток сейчас упал, и пользование автомобилями, на мой субъективный взгляд, несколько снизилось. Да, конечно, учитывая, что это акциз, возможно, будет находиться в лимите, скажем так, роста цен на топливо в периметре инфляции, может быть, это и не повлияет очень серьезно на величину этого спроса».

В 2016 году снять оплату акциза с НПЗ просили «Роснефть», «Зарубежнефть», «Лукойл» и «Башнефть». А в 2018 году бывший вице-премьер Дмитрий Козак говорил, что такой шаг требует «серьезного обсуждения с точки зрения администрирования и последствий для розничного сегмента».